Рожденный 15 лет назад, международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» воспитал не один десяток тех, кого сейчас по праву считают звездами первой величины. На одну июльскую неделю все сценические площадки города заняты одновременно - калейдоскопом народных промыслов, кино- и театральной богемой, представителями различных ветвей шоу-бизнеса. Ежегодно расширяется и количество стран-участниц творческого форума. Витебск в полном смысле этого слова живет «Базаром», насыщается его неповторимой атмосферой, чтобы затем целый год ждать нового чуда. Именно поэтому на июль в витебскую гостиницу невозможно забронировать уже с конца весны, равно как и купить билет на поезд за день до отъезда в фестивальную столицу Беларуси. Но все трудности превращаются в прах, когда ты снова попадаешь в Летний амфитеатр, или теряешься в талантах народных умельцев, или же просто предаешься празднику…
Такие чувства посетили нас с коллегой, когда мы во второй раз очутились в Витебске. Теперь среди множества мероприятий «Базара» мы выбрали авторский концерт Кима Брейтбурга «Две сестры – Беларусь и Россия», и сделали это по многим причинам. Во-первых, фамилия маэстро встречается практически в каждой фестивальной афише, а это, согласитесь, говорит не просто о популярности. Во-вторых, в песнях Кима Александровича есть некая особенная, ни с чем не сравнимая, мелодичность, оставляющая в душе теплый приятный след после каждого прикосновения к ним. А в третьих, хотелось просто понаблюдать за миром «Народного артиста» & Co не через «голубой экран», а наяву…
Путешествие в мир Брейтбурга началось для нас 8 июля с репетиции «Двух сестер», проходившей в Летнем при «тропической» 35-градусной жаре. Вернее, со звуков «Арривидерчи», которые мы уловили в нескольких сотнях метров от главной сценической площадки фестиваля и от которых уже не смогли оторваться… Первое, что бросилось в глаза в закулисье – это безукоризненный порядок и организация действий артистов. При этом никто не изменял своим привычкам. Руслан Алехно со свойственным ему гордым спокойствием прятал глаза и мысли за солнечными очками. Бриллиантовый голос «Народного артиста» Саша Панайотов наоборот излучал жизнелюбие и готовность к общению. Леша Чумаков невзначай ронял улыбки, которые потом зависали в воздухе, как искорки бенгальских огней... А в целом это были рабочие моменты шоу, которому было суждено продолжиться всего через несколько часов, но уже для 5 тысяч зрителей.
... Когда на Витебск стали опускаться сумерки, Руслана Алехно и Алексея Гомана на сцене Летнего амфитеатра окружали девушки в национальных белорусских и русских костюмах. Так была обыграна первая песня концерта "Две сестры Беларусь и Россия", объединяющая на языке искусства страны Союзного государства. Затем из-за рояля возник сам Ким Брейтбург. Поблагодарив гостеприимную витебскую публику за теплый прием, он объявил выход первой звезды вечера - Ларисы Долиной. Белое платье народной артистки России вторило оформлению сцены – 7 белых арок над сценой амфитеатра в этом году украсили ромашки. Не заставил себя ждать и припасенный маэстро сюрприз – премьера дуэта «Дай мне руку», нарисованный Долиной и Панайотовым (а всего на этом концерте прозвучало более десятка премьер – Корр.). Дуэты были и интернациональными – как, например, совместное «Одиночество» Анжелики Агурбаш и Алексея Чумакова (последний вместе с Мариной Девятовой вел концерт). И сугубо белорусскими – Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. И задумчивыми – как философские «Облака» Алексея Гомана и Людмилы Николаевой. А в трогательных «9 месяцах надежды» Дианы Гурцкой и Андрея Ковалева проявилась еще одна грань таланта маэстро - как автора песни к кинофильму.
Однако солисты не отставали и зарабатывали аплодисментов не меньше, чем раскрученные и молодые дуэты. Марина Девятова, представляя Сашу Панайотова по записке Кима, назвала его от имени маэстро одним из лучших молодых певцов России. Его «Арривидерчи» действительно напоминала дорогой брильянт – настолько она была филигранно исполнена. А вот Леша Чумаков показал себя не только как профессиональный ведущий, но и как настоящий актер. Только его горячий самаркандский темперамент смог бы так зажигательно воплотить «Медсестричку».
Одним из самых проникновенных был «Воздушный поцелуй», подаренный Тамарой Гвердцители. История юной циркачки, пропущенная через хрупкую женскую душу, слетала с губ народной артистки Грузии и России, словно исповедь. И растворялась в бесконечности, названной когда-то семью нотами, облаченными в четырехминутную трагедию. А вот белорусский «хлопчик» Боря Моисеев «ненавидел» без Людмилы Гурченко, зато потрясающе сыграл «Паганини» вместе с «Премьер-балетом». Под занавес шоу вышел Филипп Киркоров, рассказав после «Радио» «Обычную историю», превращенную талантом маэстро в маленький музыкальный шедевр.
… Мы долго пытались разгадать секрет успеха песен Брейтбурга. Он одинаково успешно пишет и для новичков, и для звезд, и каждой песней попадает в точку. Порой кажется, что маэстро просто хорошо знает своих исполнителей, и настолько хорошо, что угадывает настроение, в котором здесь и сейчас пребывает артист. Поэтому, наверное, в каждой его песне сочетаются сразу три души – музыки, текста и голоса. Коды гения приоткрылись нам на репетиции «Двух сестер». Мы увидели перед собой скромного человека, музыканта с проникновенным взглядом, композитора, которому поклоняются профессионалы:
- Ким Александрович, как Вы относитесь к тому, что нынешний «Славянский базар» негласно можно считать Вашим? Ведь Вы – один из немногих композиторов, чьи песни исполняются практически в каждом концерте?
- Я не стал бы присваивать себе фестиваль. Да, артисты действительно делают выбор в мою пользу, но это их выбор. А то, что в Витебске прозвучит много моих песен, - только благодаря им.
- Сколько времени ушло на подготовку "Двух сестер "?
- Вся жизнь. Для меня это огромная честь – чтобы артисты выбрали в свой репертуар именно мои песни. Чтобы собрать на одной сцене такой состав, нужно обладать не только определенным авторитетом в музыкальной среде. Многих артистов я знаю давно – с Борей Моисеевым работаю уже 10 лет, а Ларису Долину вообще знаю полжизни. Я очень тронут тем, что артисты мне доверяют. Да и в Витебске особенная публика. Сюда хочется возвращаться снова и снова. Здесь приятно отдавать людям то, во что вкладываешь душу.
Наталья Свинтилова, Татьяна Корнелюк, корреспонденты газеты «Вечерний Брест» (Республика Беларусь, г. Брест).