K работе на телевидении 27-летний ведущий программы Бoльшая премьера Иван Ургант шел трудной и извилистой дорогой. Несмотря на наличие знаменитой бабушки - актрисы Нины Ургант и известного папы - актера Андрея Урганта, свою трудовую биографию Иван начал грузчиком в винно-водочном магазине.
- Иван, известно, что вы начали свою карьеру с физического труда.
Любопытно, чем Вас
привлекла именно профессия грузчика?
- В последнем классе школы я был высокий, крепкий, финансово не
обеспеченный юноша,
регулярно просивший денег у папы. Нескольким моим друзьям, так же, как и
мне, тоже нужны
были деньги. Как только появилась возможность, мы пошли поразгружать
алкогольную
продукцию. Благо здоровье позволяло. Работа была тяжелая и скучная,
взрослые коллеги по
разгрузке оказались, как вы, наверное, догадываетесь, еще те. Но, вспоминаю
об этой своей
деятельности с радостью - радуюсь тому, что она достаточно быстро
закончилась.
- Некоторые считают, что именно на такой работе можно вкусить правду
жизни..
-Действительно, некоторые люди, чтобы познать жизнь, идут работать в
какие-то злaчные
места, становятся, к примеру наркодилерами или проститyтками. В cвязи c
этим могy сказать
только одно: мне повезло, что я начал работать именно грузчиком, a не стал,
скaжем,
проституткой. Правда, c легкoй руки родного отца я все-таки окaзался в
настоящем вертепе.
Пaпа устроил, меня через знакомых работать в ночной клуб. Там я провел
целый гoд.
- Боюсь даже спросить: кем вы работали?
- Спервa я собирал со столов стаканы, мыл их и вытряхивал пепельницы. Это
был гигантский
ночной клуб. Середина 90-х - начало рейвов. Тех самых рейвов, когда люди
тысячами могли
стоять под однообразно незатейливую музыку и трястись. Единственное, что им
иногда
требовалось, - что-нибудь выпить, дaже oбычный чай, лишь бы поддержать
состояние той
радости и безудержного счастья, которое их, наверное, посещало. Я говорю
наверное,
потому что внешне это были сосредоточенные и серьезные люди, кoторые
ритмично, если не
сказать конвульсивно, двигались - в темноте, озаряемой работающими
стробоскопами. Зрелище
завораживающее! И среди вспышек света снова по залу я. молодой, легкий, с
кучей окурков.
Была у меня такая специальная металлическая коробочка. Так и бегал, пока не
стал барменом.
- Смешивать коктейли. этому же учиться надо.
- Основная сложность работы бармена заключалась не в качестве смешиваемых
напитков, а в
скорости: очень большой был поток жаждущих. Этим нехитрым мастерством я
овладел. И
параллельно учился в театральном институте, куда поступил в последнем
классе школы. Скажу
сразу: поступил я по блату. Мастер моего курса, Андрей Толубеев, питал и
питает самые
нежные чувства к моим бабушке и папе. Он собрал курс, почти целиком
состоящий из актерских
детей. И вовремя вспомнил обо мне. Так, месяца за 3 до окончания школы я
пришел в
институт. Вступительные экзамены не сдавал. Все было гораздо страшнее:
прозу, басню и
стихи я читал не перед приемной комиссией, а перед своим будущим курсом.
Одно дело -
позориться перед незнакомыми пожилыми людьми, и совсем другое. перед
многочисленными
девочками и мальчиками, которые с ненавистью на тебя смотрят.
- Почему с ненавистью?
- Артисты не любят друг друга, разве вы не знаете? А начинающие артисты
друг друга просто
ненавидят. Так, во всяком случае, мне поначалу показалось. Потом у меня
сложились очень
теплые отношения с однокурсниками, но в тот первый раз. Я дико волновался,
пока читал
сказку Андерсена про чайник. Просто такая история: сначала чайник был
красивым и молодым,
потом стал старым, у него откололся носик, ручка, и его выкинули к чертовой
матери на
помойку. Но его подобрала добрая женщина. Кстати, обратите внимание, что в
большинстве
сказок присутствует такой персонаж . добрая женщина. Что, как показывает
мой личный опыт,
не всегда соответствует действительности. Не все женщины добрые. Так вот,
та добрая
женщина принесла чайник домой, набила землей, посадила в него цветок, и
чайник стал
горшком. Размышлял, что горшком, оказывается, быть неплохо, когда в тебе
растет новая
жизнь. Такая незамысловатая сказка с отчетливой и понятной моралью: как
здорово, что в
горшке цветок, ведь иногда в горшках бывают совершенно другие вещи. Еще я
читал Пушкина,
Маяковского и басню Свинья под дубом.. Это был хороший выбор. Ведь я мог
наглядно
продемонстрировать дуб, потому что достаточно высокий, а чертами лица порой
походил на
второго персонажа этой басни.
- Отец с вами репетировал эти захватывающие истории?
- Нет, никто мне не помогал. Папа вообще хотел, чтобы я ехал учиться в
Москву. Тогда
считалось, что в Москве театральное мастерство преподают лучше. Но я не
готов был
расстаться с Петербургом, мне нравилось там жить.
- Продолжали учиться и совершенствовать мастерство бармена?
- Барменом я был не так уж долго. Потом целый год нигде не работал. Однажды
меня
познакомили с хозяйкой ресторана, которой требовался исполнитель испанских
песен. У меня
тогда совсем отсутствовали деньги, иногда даже на метро проехать не
хватало. Зато я был
обладателем длинных волос и бороды, которая начала расти очень рано, в
школе меня даже
прозвали Фридрихом, в честь бородатого Энгельса. Пошел я к знакомой
девушке, которая знала
испанский язык, она написала по-русски транскрипцию песен популярной тогда
группы .Джипси
Кингз.. Как со временем выяснилось, к Испании эти песни не имели никакого
отношения, их
много лет назад сочинили американские авторы. Бабушка помогла приодеться в
костюмерной
театра. Я наряжался в испанскую рубашку, жилетку, длинные брюки со
штрипками, еще был
пояс. Такой классный наряд для ипанских песен. Но постепенно он изменился.
Первыми исчезли
брюки со штрипками, потому что стало лень переодеваться... В общем, через
месяц я сидел в
джинсах и футболке и пел песни Эрика Клэптона.
- Сколько талантов! Вы и по-английски поете?
- В отличие oт испанского, английский я знаю и общаюсь абсолютно свободно.
Правда, меня
никто не понимает. Могу, к примеру, встать на Бонд-стрит в Лондоне и
общаться. Чувствую
себя совершенно легко, фактически англичанином. Главное, чтобы в этот
момент никто ко мне
не подошел и не попытался вслушаться в то, что я говорю.
-Долго вы упражнялись в пении на иностранных языках?
- Нет. У меня есть лучший друг, которого я знаю с первого класса, мы вместе
работали
грузчиками, потом вместе мыли стаканы. Он устроился работать охранником в
ночной клуб. И
однажды пригласил меня посмотреть эротическое шоу. Попутно выяснилось, что
им нужен
ведущий. Тут стоит отдельно сказать, что я всегда испытывал животную
страсть к тому, что
делал мой папа - а он создал .Актёрский ночной клуб., вел передачу .Золотой
Остап.,
театральные капустники. Для меня папина деятельность была и является
абсолютным эталоном.
Раскрыв рот я смотрел, слушал и впитывал. Так что когда услышал заветное
слово .ведущий.,
не смог себя сдержать. Подумал: .Почему бы мне не попробовать?..
- Для этого нужна немалая смелость ведь ведущему требуется все время
импровизировать. Или
у вас был заготовленный текст?
- Нет, только импровизация. Как выяснилось, это я очень люблю. Признаюсь,
невероятно
боялся, буквально до тошноты. Многие артисты боятся, и именно до тошноты. И
туг идет
жизненная .развилка.: одни бегут в тyалетную комнату, а другие - на сцену.
Видимо, мой
желудок справился. Минуты через три после моего выступления кто-то в зале
засмеялся. Как
потом выяснилось, это был сильно пьяный человек, но я почувствовал
некоторую уверенность.
Так я стал работать ведущим. Эта были удивительные два гoда жизни, два
волшебных года.
- И каждый вечер вас окружали стаи голых девушек из эротического шoy...
-Да, и некоторые могут решить, что я оказался в обители порока. Возможно,
во многих
заведениях подобного рода всякое случается, но в том ночном шоу ничего
.эдакогo. и
развратногo не было. Просто работали десять очень смешных девчонок и
несколько парней, и
было невероятно интересно. Я оказался самым младшим, поскольку стал ведущим
в 19 лет.
Благодаря этому заведению познакомился со многими очень приятными людьми, с
которыми
общаюсь до сих пор. К тому же помимо морального удовлетворения эта работа
приносила
неплохие деньги. Я хорошо запомнил первое свое ощущение того, что у меня
появились
деньги, - перестал ездить на общественном транспорте.
- Вы с юных лет ведете самостоятельную жизнь. У вас в семье был культ
"мужчины-добытчика",
который должен как можно раньше начать зарабатывать?
- Никакого культа не было. Просто я лет с 13, благодаря моей маме, был
предоставлен сам
себе. Мог уходить из дома, куда хочу, ночевать, где хочу.
-Не слишком ли рано вам предостявили свободу?
- Нет, все совершенно правильно и нормально. У мамы такая позиция в
вопросах воспитания.
Когда у меня будут дети, стану воспитывать их абсолютно так же. Предоставлю
им полную
свободу.
- Ваш отец не возражал против маминой методики?
- Родители расстались, когда мне исполнился год, я их вместе совсем не
помню.
- Андрей Львович женился вторично?
- Почему вторично? Отец первый и - единственный раз был женат на маме моей
младшей сестры
Маши. Правда, они развелись. Бывшая жена отца снова вышла замуж, и они
сейчас с Машей
живут в Голландии. Мои родители не были женаты официально. Когда я
родился, папе был 21
год, а маме - 27. В моей метрике, естественно написано, кто есть кто, и
папа даже настоял,
чтобы я носил его фамилию, что приятно. Но был у нас период, когда мы
достаточно долго с
ним не общались. Лет пять, по-моему.
-Вы тот период не помните?
- Я-то как раз помню...
- Вам хотелось общаться с отцом?
- Как вы думаете? Конечно, хотелось. Хотя у меня, слава богу, был мамин
муж, которогo я и
называл папой... Но потом как-то так получилось, что мой отец появился.
Возник он в тот
момент, когда для меня это было критически необходимо.
- Ваша бабушка, Нина Николаевна, не упрекала своего сына за то, что он вас
забросил?
- Мне этo тоже интересно. Но ни разу я не видел, чтобы она сжигала папины
фотографии и с
проклятиями втыкала иголки в его восковое изображение. Ни разу Нина
Николаевна не ударила
сына чем-нибудь тяжелым. Не видел я также, чтобы папа сыпал сахар в
бензобак бабушкиной
машины. Не было пока, к сожалению, ничего такого, о чем я мог бы в будущем
написать в
мемуарах.
- Уже подумываете о мемуарах? Ваша бaбушка, кстати, рассказывала, что они с
вашим дедушкой
тоже развелись, когда Андрею Львовичу год исполнился. То есть
прослеживается некоторая
закономерность семейных отношений...
- Этогo, как вы понимаете, я не помню.Может, так все и было. Но при этом
ничто не мешало
мне со всеми общаться. Я был первым внуком, так что мне довелось собрать
весь урожай
семейной любви. То и дело я перемешался по нескольким .точкам. и везде
чувствовал себя
хорошо. Была мама, была Нина Никалаевна - бабушка, была прабабушка - мама
дедушки - со
своей сестрой. Это две мои любимые, прекрасные женщины, они в 91-м году
уехали в Израиль.
Прабабушка уже умерла, а с тетyшкой мы все время созваиниваемся. Обе они -
отдельная часть
моего воспитания. Кроме того, был дедушка со своей семьей. Вернее, семьями.
Поскольку
дедушка женился неоднократно. И каждый раз официально. Вот такая у нас
семейная сеть..
Кстати, большинство людей думают, что я- сын Нины Николаевны. Я ее так и
зову мама. Или
Нина. Мне все говорят: Маме привет передавайте, и я понимаю, что речь
идет о Нине
Николаевне.
- Судя по всему, вы очень привязаны к своей семье.
- Признаюсь - симулирую. Мы все симулируем, и довольно сильно. Объясняется
все просто:
папа думает о наследстве Нины Николаевны, а я думаю о наследстве папы. Это
нас очень
сильно связывает. Такой стержень связывает очень многие семьи. Вы не
представляете, какая
крепкая семья у Билла Гейтса. Домочадцы, я думаю, целуют ему ноги по утрам.
- Стоит ли овчинка выделки? Что-то не верится, что ваши родные обладают
таким же
состоянием, как Билл Гейтс. Так что вы смело можете проявлять больше
искренности.
- Совершенно верно. С папой отдельная история. На вопрос: В кого Ваш сын
такой
высокий? - он всем отвечал: Близость сосновоборской атомной
электростанции сказалась на
развитии ребенка, - что вы хотите после этого? Чтобы я сидел, сложа руки,
и говорил про
папу только хорошее? Ничего подобного. Что касается Нины, тут все просто.
ей же люди
кланяются в ноги и отдают бесплатно на рынке продукты. Вот как уникальна
любовь к этой
замечательной актрисе у жителей города Петербурга! От нее действительно
исходит свет. Мы
с папой даже пытались одно время приспособить Нину в качестве
электроосветительного
прибора, но, к сожалению, не получилось. Свет у нее исключительно для
красоты.
- Не жалеете. Что вам не довелось пока пойти по стопам родных. вы же редко
снимаетесь в
кино, не играете в театре?
- В театр я даже хожу редко, чтобы не расстраиваться, потому что очень
люблю это
прекрасное искусство. Телевидение, конечно, не сравнимо ни с чем другим по
силе
воздействия. Почему люди смотрят реалити- шоу, почему любят такие
программы, как Народный
артист или Фабрика звезд? Потому что это абсолютные проявления живых
эмоций, настоящих
чувств. И зрители обожают за этим наблюдать. Говорю так уверенно, потому
что 2 сезона вел
как раз Народного артиста. Конечно, нечто очень похожее происходит и в
театре, но в
театре я не работаю. Окончив институт, я понял, что пока не готов менять
живое общение с
залом и уверенность, что завтра не пойду просить у папы 100 долларов, на
туманные
перспективы играть эпизодические роли и надеяться, что кто-то из
исполнителей главных
ролей заболеет. Театр хотя и очень серьезная работа, но малооплачиваемая.
Надо невероятно
ее любить, чтобы с подобным обстоятельством смириться. У меня мама,
например, всю жизнь
работает в театре, но это ее выбор.
- Сейчас у вас, наверное, есть возможность помочь родным материально?
- И я помогаю. Кошелек, допустим, в очереди могу украсть и половину денег
отдам маме. Или,
к примеру, женщину схвачу в темной подворотне, вырву у нее сумочку,
внутренности возьму
себе, а маме - помаду и сумочку отдам.
- А если без шуток?
- Моя мама человек очень последовательный, я таких людей уважаю. Уверен,
что она
счастлива, более того, совершено не чувствует дискомфорта из-за отсутствия
у нее в течение
долгих лет, скажем, норковой шубы. Так уж получилось, что для мамы ценности
жизни
исчисляются не норковыми шубами. Это многих удивляет. Странная, считают
они, позиция.
- Андрей Ургант совмещает работу в театре и на телевидении. значит,
компромисс возможен?
- Папа, прежде всего - театральный актер. Он все равно видит телевизионную
деятельность
через призму человека, который стоит на сцене театра. А я уже телевизионный
человек и этим
отличаюсь от артиста Андрея Урганта.
- Знаменитая фамилия помогла вам делать карьеру?
- Безусловно. Я мог, конечно, взять фамилию мамы и стать Кисилевым. Но
тогда многие бы
думали, что я старший брат Марии Киселевой, которая ведет .Слабое звено.,
или племянник
Киселева Евгения Алексеевича. Так что меня устраивает моя фамилия, она мне
очень нравится.
Хотя почти никогда ее не пишут правильно. Что стало особенно очевидно во
время моей работы
на .Русском радио. в Петербурге. Всегда считал, что с дикцией у меня
порядок, но в тот
период в этом усомнился. Я вел программу, начиная ее словами: .Стол заказов
.Русского
радио.. С вами Иван Ургант. Присылайте мне, пожалуйста, свои письма.. И
люди писали, с
упоением выводя шариковыми ручками на разлинованной бумаге: .Дорогой Иван
Органд.,
или .Дорогой Иван Орбит., или Урбант. А одна впечатлительна девушка
обратилась ко
мне .Уважаемый Иван Орган.. Мне нравится ход этих мыслей! Но самое
трогательное, когда мою
фамилию пишут так: УрганДТ. Это как у Довлатова: .Отчество мое ты не
запомнил, но
запомнил, что я еврей..
- Какой вы, оказывается, разносторонний! И на радио успели поработать?
- Тот же человек, который взял меня на работу в ночной клуб, открыл
радиостанцию, которая
называлась .Суперрадио., и пригласил попробовать вести программы.
Проработал я там
полгода, потом было .Русское радио. и телевидение.
- Вы и на телевидении оказались .через служебный вход., по протекции?
- Я и на радио оказался вовсе не через служебный вход. Никто не говорил:
.Этот мальчик все
знает, он будет здесь работать.. Везде я проходил кастинг . и на радио, и
на телевидении.
Поверьте, никогда не думал, что буду жить в Москве, работать на центральном
канале. Все
шло как-то постепенно. Однажды мой папа не смог провести в Петербурге
полуфинал КВН.
Вместо папы его предложили провести мне. Познакомился я тогда с прекрасными
ребятами, они
были редакторами у Маслякова. Сейчас это одни из самых востребованных на
телевидении
сценаристов, занимаются популярными проектами. Я им, видимо, понравился, и
они пообещали
позвонить, .если что.. И вот через год я получил то, за что
девочки-поклонницы убивали
друг друга и окружающих, - номер пейджера самого Антона Комолова. Был
огромный соблазн
распорядиться этим как-нибудь коммерчески, но я с собой справился. Прошел
кастинг и
оказался в программе .Бодрое утро. на MTV, вел ее 2 месяца. Потом были
другие проекты.
Никогда не подумал бы, что смогу вставать в 6 утра, я же абсолютная сова.
Повезло еще, что
снял квартиру недалеко от работы, в двух минутах езды на машине. Я тогда
уже обзавелся
автомобилем. А на покупку первой машины денег мне добавила бабушка.
- Вы сразу поняли, что работа на телевидении ваше призвание?
- К тому времени я уже успел поработать на петербургском Пятом канале, в
программе Петербургский курьер.. Делал такие абсолютно бесхитростные
рекламные сюжеты, к
примеру, с мясокомбината. Но когда переехал в Москву, оказалось, что мои
телевизионные
навыки все-таки недостаточно хороши. Ребята с MTV очень помогли мне
освоиться. Жизнь, надо
сказать, щедро одарила людьми, которые мне всячески помогали. Теперь это
мои друзья,
которых я страшно люблю.
- В Москве вы обрели не только большое количество друзей. Вы ведь и
служебный роман завели?
- Да, с Таней Геворкян мы познакомились прямо на работе. Познакомились, а
потом год
практически не виделись, потому что я работал утром, а она днем.
- И вы целый год о ней мечтали?
- С первого взгляда Таня мне понравилась настолько, насколько может
понравиться красивая и
обаятельная девушка. Самое большое счастье в отношениях между мужчиной и
женщиной в том,
что мы не знаем как и почему эти отношения возникают. Невозможно ничего
просчитать,
разложить по полочкам. Никогда не знаешь, что будет в следующую секунду. И
это
замечательно. Через год после первого знакомства с Таней, мы вместе поехали
в командировку
в Новосибирск, где потихонечку и начался наш роман. Потом отправились
вдвоем в Португалию.
отдохнуть и познакомиться поближе. Это было замечательное путешествие.
Правда, Португалию
я практически не помню. Помню только, что все было как-то совершенно
прекрасно. У нас с
Таней оказалось очень много общего, мы одинаково смотрим на вещи.
- Вы мужчина видный, интересный. Девушки, наверное, вас всегда обожали?
- Наверное, я уродился в дедушку. Так получилось, что у меня не было в жизни
длительных
периодов, когда бы я жил один. Но и несерьезных отношений на неделю-две у
меня никогда не
было.
- Однако до загса вы пока не дошли?
- Дошел, представьте. Женился я в 18 лет, развелся в 18 с половиной. Причем
меня тогда
потянуло в тот самый загс, где в свое время регистрировали мое рождение и
где моя мама
потом выходила замуж. Наверное, если бы сейчас можно было бы что-то
изменить, в загс я не
пошел бы.
- Чем же вам так не приглянулся законный брак? Или несчастная любовь
оставила трагический
след в вашей душе?
- Трагического следа никакие отношения не оставляют. Все трагические нотки,
если они и
были, со временем стираются. Остается всегда только хорошее. Сейчас думаю:
какое счастье,
что я в 18 лет женился. И развелся.
- Не боитесь, что у вас с Таней может сложиться, как у Маяковского:
Любовная лодка
разбилась о быт? Как вы решаете бытовые проблемы?
- Как-то делим. Хотя, конечно, не все получается, как хотелось бы. Но у
меня всегда есть
за спиной плетка, а у Тани в руке скалка. Тут все решает скорость. кто
кого раньше
ударит и кто первый потеряет сознание. А как вы хотели? Это же настоящая
любовь!
- Не пора подумать о семейном гнездышке? Вы ведь снимаете жилье?
- У Тани есть квартира, но она для нас маловата, и, как только появилась
возможность, мы
сняли квартиру попросторней. По всему миру в больших городах люди живут,
снимая жилье. Мне
это нравится. Можно в любой момент уехать, что-то поменять. Я подумываю
купить большую
машину ЗИЛ или львовский автобус, чтобы была возможность все в нее
сложить и запросто
переехать в другое место, если нам захочется. Конечно, я хотел бы купить
квартиру, к
которой мы будем жить, но ни за что не хочу, чтобы покупка стала смыслом
жизни. Не стану
биться и работать только за это. Не то я потом эту квартиру возненавижу.
- Не хотите экономить?
- Нет. Не хочу я экономить на лангустах, на омарах, на кругосветных морских
круизах и
дорогом коллекционном шампанском. Тем более что я не пью шампанское и
смутно себе
представляю, как выглядит лангуст. А квартира, я думаю, еще появится. В
свое время.
- Вы и профессии предпочитаете плыть по течению?
- Ни в коем случае ни в жизни, ни в профессии. Я человек амбициозный и
мне хочется
профессией овладеть, как можно лучше. И есть уже какие-то профессиональные
наработки,
чтобы не опуститься ниже определенного уровня. И занимаюсь я тем, что
невероятно люблю,
то есть работаю ведущим и общаюсь с людьми.
- И ваша карьера набирает обороты. Вы вели проект Народный артист и шоу
Пирамида на
канале Россия, теперь вы ведущий программы Первого канала Большая
премьера..
- Премьера, кстати, была действительно большая. На первой же съемке, когда
уже собралась
полная студия артистов и гостей, буквально за пять минут до начала,
выяснилось, что
костюмы ведущим, то есть нам с папой категорически малы. Мое предложение
сниматься голым
руководство программы по неизвестным причинам отклонило. И нас прямо из
студии срочно
повезли в магазин одевать. А все гости сидели и ждали, пока ведущие
вернутся на место.
- Вы и в дальнейшем делаете ставку именно на роль ведущего или все-таки
поглядываете на
сторону?
- Не исключено, что со временем стану заниматься чем-нибудь другим. Даже
хочется верить в
то, что я буду сниматься в кино, работать в театре, петь песни. Очень люблю
музыку, это
мое увлечение, радостная возможность отвлечься от мыслей. Согласитесь, как
прекрасно:
работает стоваттный усилитель, в руках у тебя электрогитара, которая звучит
так, что в
соседних домах женщины преждевременно рожают детей, собаки забиваются в
темные углы, а
кухонная утварь рушится с полок! Мечтаю когда-нибудь написать книгу,
проводить собственные
фотовыставки, а также вернисажи поделок из бересты и человечков из желудей.
Я никогда
ничего не исключаю. Поэтому дома у меня на всякий случай хранится и гитара,
и
фотоаппаратура, и даже парочка желудей.